Чертенок13 (chortadsky) wrote,
Чертенок13
chortadsky

  • Mood:
  • Music:

Мысли вслух о махинациях с ЕГЭ, ОГЭ и прочем «Г» (к статье А.Кузнецова «На Шипке все спокойно…»)

Сегодня прочитал на Эхе статью Алексея Кузнецова – прекрасного историка и учителя http://echo.msk.ru/blog/alexey68/1776800-echo/ Статья интересная, вопросы в ней подняты правильные и злободневные, поэтому оставить меня равнодушным она не могла.

Увы, комментировать что-либо на Эхе – занятие неблагодарное. Как обычно, вместо обсуждения тезисов статьи разношерстная и скандальная аудитория скатилась к пустопорожнему тявканью, даже не попытавшись вникнуть в суть. Но в своем ЖЖ мой уважаемый виртуальный друг статью не продублировал, поэтому пишу здесь.

Итак, ситуация проста. Школа 323 на пр.Вернадского. Все 60 выпускников по непонятной причине пишут (в строгом соответствии с утвержденным планом-графиком) экзамен по русскому языку...
...в своей же родной школе!

Более того: согласно тому же утвержденному плану частью дежурных преподавателей оказались педагоги той же самой школы 323, и все это происходит под молчаливое одобрение Рособрнадзора.

Кра-со-та! Все годами звучавшие басни про независимость и непредвзятость экзаменующих, строгую анонимность работ и честность мероприятия можно смело отправлять в макулатуру. И не надо думать, что перед нами единичный случай-исключение, подобных прецедентов хватает и в других школах Москвы.



1. На Шипке все спокойно, а как дела в Багдаде?

А там, как и положено, всё не менее спокойно. Вот, к примеру, московский лицей № ______ (номер я напишу после получения результатов ОГЭ), где вскоре у девятиклассников пройдет ОГЭ по физике. Конечно же, девятиклассники этого лицея сдают экзамен в родных стенах. А как иначе? Больше-то негде, ибо на сотни километров вокруг, видимо, раскинулись необжитые пустоши. Что характерно, пойдут на ОГЭ по физике (это экзамен по выбору) не единицы, а все девятиклассники лицея.

Если вдруг такое поразительное единодушие в выборе экзамена питомцами физико-математического учебного заведения вызывает у вас восхищение, спешу разочаровать: никто из учеников этот экзамен добровольно не выбирал.


2. «Мы выбираем, нас выбирают...»

Как известно, ОГЭ предполагает проведение четырех экзаменов. Два из них (математика и русский язык) являются обязательными для всех, а два оставшихся определяются по выбору. Но...

По старому доброму принципу «закон что дышло» администрация лицея усмотрела в правилах проведения ОГЭ одну хитрую лазейку, о которой и объявила на общешкольном родительском собрании. По их мнению, в правилах якобы не уточняется, кто именно осуществляет выбор экзамена, и выходить из сей неприятной коллизии предложено «по справедливости», чтобы ни один из участников образовательного процесса не счел себя обиженным. Собственноручно запутанный «гордиев узел» администрация лицея разрубила так: пусть один из двух экзаменов выбирают сами ученики, а второй для них выберет педагогический коллектив под руководством той самой администрации. Ловко, правда? ;)

В результате дети оказались перед дилеммой: или сдавать навязанную («по выбору») физику, или рискнуть выбрать что-то иное, но продолжить обучение в другом учебном заведении (ибо детей после 9 класса отчисляют и повторно принимают в 10 класс исключительно при успешно сданном ОГЭ по физике).

Но и с последним оставшимся экзаменом «по выбору» так называемый выбор оказался скорее иллюзорным. Продолжение обучения в лицее предполагает один из предлагаемых профилей: физико-математический (с наиболее строгим отбором), физико-химический, информационно-технологический или химико-биологический - соответственно, для части случаев возникло требование в обязательном порядке сдать «переводной» ОГЭ по информатике или химии. Те, кто готов при недоборе переводных баллов школу менять, узнали, что для поступления в соседние школы требуется такой же «обязательный по выбору» переводной ОГЭ, но уже по иностранному языку или обществознанию.

В общем, на бумаге «экзамены по выбору» есть, а на деле их нет. Как в старой рекламе кофе: «точнее, был Моккона, но весь кончился».


3. Сомнительная фора.

Вернемся к проведению ОГЭ/ЕГЭ в родной школе. Не раз уже слышал от знакомых: «А чем вы вообще недовольны?» На первый взгляд, действительно ничем: дома, как говорится, и стены помогают. Валить своих школе резона нет – напротив, оценку скорее натянут, т.к. по результатам экзамена будет оцениваться и работа самих педагогов.

Но тут важно заметить, что в случайной смешанной аудитории при анонимности работ натягивание баллов ради рейтинга школы теряет смысл: показатели в равной степени повышаются и «своим» и «чужим», и школе выделиться среди соседей не удастся. Впрочем, натянутые баллы будут работать на повышение престижа системы образования в целом.

Другое дело - ситуация, когда на экзамен приходит весь поток «своих». Тут уж любой натянутый балл положительно влияет прежде всего на рейтинг, имидж и карман своей школы.

Но не спешите радоваться. Тактика школы ориентирована на повышение показателей «средней температуры по больнице», и это прекрасно вписывается в схему «двум дюжинам учеников натянем, а пару-тройку завалим». И тут, конечно, почерк и система записи легко выдадут анонимные работы «нелюбимчиков», если проверку поручат обучающему этих учеников педагогу.

Угадывать, попал ли твой ребенок в "нелюбимчики", и играть в эту русскую рулетку лично у меня желания нет и я предпочел бы, чтобы экзаменационную работу моего ребенка проверял и оценивал сторонний и никак не связанный с нашей школой преподаватель. Тем более что это может стать неплохим козырем в случае, если текущие и итоговые оценки детей по той или иной причине занижались преподавателем. А этим отдельные рейтинговые школы издавна славятся.

Увы, учащихся лицея целенаправленно лишили права сдавать экзамен независимым проверяющим в условиях достаточной анонимности работ, и радоваться по этому поводу нечему.


4. «А судьи кто?» или «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Как-то раз на родительском собрании довелось услышать стенания одного педагога о том, что весь класс совершенно «не тянет» даже базовый модуль изучаемого предмета. Парой дней ранее класс услышал от того же педагога ту же мысль, но слегка в иной форме: «Вы – самый тупой класс в моей практике, а мне (между прочим) доводилось преподавать даже в школе для умственно отсталых».

Этим педагогом, как вы уже легко могли догадаться, оказался новый учитель той самой физики в том самом рейтинговом лицее, о котором я веду речь.

И неважно, что поступление в лицей производится по результатам серьезных вступительных экзаменов по профильным предметам и предполагает достаточно высокий конкурс. Неважно, что те самые «дети-тупицы» ежегодно берут места на олимпиадах разного уровня (в том числе по физике). Неважно, что так называемый «базовый курс» за 9 класс на поверку оказывается углубленным курсом по странному, ориентированному на вузовский мат.аппарат учебнику Мякишева для 10 класса, а педагог хаотически скачет по программе, пропуская целые разделы.

Главное, что педагог – заслуженный учитель РФ и эксперт (это слово она всегда произносит с ударением на первый слог) ЕГЭ с несомненным и непоколебимым авторитетом. И неважно, что фразу «закон сохранения импульсА» она исправляет на «закон сохранения импульсОВ», вместо «разложите вектор на составляющие» говорит «проставьте проекции», векторы скорости заставляет откладывать от той же точки, что и векторы сил и т.п. Разве есть администрации школы дело до того, насколько безграмотную чушь несет педагог, если у последнего есть нужная бумажка и общепризнанный титул?

Вот только детей-то не обманешь. Они халтуру и глупость за милю чувствуют, а при знании предмета еще и спорить с учителем норовят. Отсюда и начинаются и двойки-тройки карательные, и задавливание детей авторитетом, и стенания перед родителями.


Но и этого мало. Живописуя жалкий уровень интеллекта наших чад неразумных, учительница физики осторожно перешла к вопросу своих околонаучных трений с классом и попросила от нас поддержки.

Дело в том, что она объявила детям о проведении проверочной работы - независимого тестирования их знаний по физике сторонними педагогами. Но оказалось, что никакого независимого тестирования нет, а работы будет проверять она же. А наша поддержка заключается в том, что мы должны детям эту лживую легенду подтвердить. Пусть, мол, думают, что они действительно тупые, если мнение «независимых сторонних педагогов» окажется созвучным мнению учителя, с которым у класса конфликт на почве физики.

Представили ситуацию?

А теперь вспомните на секунду, пожалуйста, что именно этот «Эксперт» и будет проверять ОГЭ по физике, который весь наш поток вынужден писать в обязательном порядке в так называемых «родных стенах».


----------------
Впрочем, о чем это я?
На Шипке ведь все спокойно, не так ли?
Стало быть, никакой Рособрнадзор, никакой департамент образования не станет и палец о палец ударять для исправления ситуации. По одной простой причине:

«Круговая порука мажет как копоть...» (с) Наутилус.

Tags: ЕГЭ, ОГЭ, физика, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments